советы заказчику

вступительная статья к справочнику «100 интерьерных бюро Москвы и Санкт-Петербурга», выпущенному журналом «Мезонин»

Диана Балашова

Когда редактор попросила меня написать советы заказчику по выстраиванию отношений с декоратором, я сказала, что авторучка мне не понадобится. Писать буду кровью.

Тема отношений «заказчик-декоратор» – это открытая рана.

Главное в идее дизайнера – не ее красота, гармония, актуальность или даже интеллектуальность, – главное, чтобы она, идея, была реализована! Материалом же для реализации интерьерных идей являются деньги заказчика. Без одобрения заказчика самые блестящие декораторские идеи – наполнение мусорной корзины. А ведь каждая погибшая идея оставляет дыру в творческой карме дизайнера…

Сколько острых и тонких идей уже похоронено из-за взаимонепонимания, недостаточного финансирования или плохой организации дела – не перечесть! А сколько красивых проектов, сделанных с любовью и старанием, жестоко изуродовано корректировками упрямого заказчика… Когда дизайнер хоронит одну за другой красивые идеи, он перестает верить в себя, разочаровывается в профессии, превращается в пофигиста, в халтурщика. И даже святой лозунг декораторов «красота спасет мир» кажется ему неудачной шуткой.

Поэтому заказчики, которые могут оценить мысль декоратора и принять решение о ее реализации, у нас на вес золота. Да что золото – мы на них молимся!

Любой заказчик, обращаясь к дизайнеру, предполагает приобрести у него красоту, идеи и сервис. Намерения благие, почему же не всегда складывается?

Часто заказчик работает не с тем дизайнером. Вкусы, темпераменты и представления о форме сотрудничества у людей разные. Нужно все-таки взять себе за труд полистать журналы, вписать фамилии дизайнеров в поиск Яндекса и познакомиться лично.

Если вам нужен человек для визуализации ваших идей – исключительно исполнитель, – то лучше взять кого-то из начинающих – меньше ваших сил и времени уйдет на подавление творческой воли дизайнера. Если вы хотите своим интерьером запечатлеть свое имя в веках – обратитесь к декораторам первого эшелона.

Отнеситесь к выбору дизайнера серьезно. Почти так же серьезно, как к выбору супруга. Вам должен понравиться человек, которому вы собираетесь доверить свой дом и свои деньги. Отсюда масса требований.

Декоратор должен быть психологом, чтобы понять, что вам нравится и подходит, и хорошим оратором, чтобы вас на это уговорить.
Он должен быть художником, мыслящим образами, торгашом и управленцем одновременно. Ведь ему нужно подать вам свой дизайн как изысканное блюдо, биться за него, как за святыню – со всей щепетильностью и принципиальностью, – и в итоге организовать его реализацию.
Декоратор не должен быть нежным одуванчиком или неадекватным маэстро – ведь ему предстоит не только ткани за чашкой кофе выбирать, но и разруливать конфликтные ситуации с поставщиками и проблемы на стройке.

В том числе, вам должно понравиться, как он одевается, потому что в итоге ваш интерьер будет выглядеть так же. Декорация собственного тела – первый тест на профессионализм.
Важно и как он разговаривает. Потому что общаться с ним вам придется много и долго – что поделать, профессия болтливая, разговоры у декоратора занимают до 70 процентов рабочего времени. Так пусть же это будет для вас приятным!

Не нужно затевать мелкой торговли по поводу гонорара и порядка платежей. Творческих людей это выбивает из колеи. В то же время, в силу наработанных контактов, знания рынка поставщиков и накопленных скидок, декоратор в состоянии серьезно уменьшить смету. Несомненно, выгоднее построить с декоратором доверительные человеческие и финансовые отношения. Ведь выкручивание рук провоцирует на ответные махинации, – а в нашей сфере масса возможностей для злоупотреблений.

Начальные пожелания клиента часто носят весьма сумбурный и неопределенный характер. Люди не знают, чего они хотят. Для того, чтобы декоратор смог формализовать запросы заказчика, ему важно узнать самого заказчика… Часто же приходится работать вслепую. А все потому, что заказчики – люди закрытые. Доходит до того, что информацию о них приходится в том же Яндексе и искать.

Расскажите о себе, о вашем детстве, о вашей работе, о своей семье, о вкусах и привычках. Помогите дизайнеру понять ваши представления о красоте и функциональности.

Нужно честно сообщить о планируемом бюджете. Почему-то всегда заказчик держит эту цифру в тайне. Может, ему мерещится вселенский заговор? Может, русское суеверие мешает говорить о своем материальном достатке? Может, заказчик надеется, что, не зная цифры, дизайнер будет находить более экономичные способы воплощения проекта?

В любом случае эта скрытность осложняет дело! Ведь декоратор должен спланировать бюджет. У меня был объект, где я, дезинформированная сметой проекта, приобрела дешевенькую пластиковую ванну. А потом заказчик лично прикупил маленький шелковый коврик, чтобы постелить его возле унитаза, – за шесть тысяч евро! Мастер ткал его четыре года. Коврик по задумке должен был добавить ванной комнате респектабельности. Оставалось только поплакать над тем, что никакой коврик попсовую сантехнику не спасет.

Нужно задать декоратору и реальные сроки. И по ходу работ те сроки увеличить. А потом еще раз увеличить.

Эти шаги сработают на качество. Невозможно быстро сделать хороший интерьер. Заказчики считают, что короткие сроки стимулируют дизайнера к большей оперативности. Но быстро собрать хорошие вещи обойдется дорого, а то и вовсе невозможно. Нам и самим бы хотелось делать объекты быстро. Как бы обогатились дизайнеры, если б можно было оформлять десяток домов в год!

Часто заказчики откровенно портят сделанный для них проект. Камень преткновения – отсутствие почтения к профессии дизайнера. А все потому, что дизайн интерьеров как футбол – все в нем разбираются. На самом деле нужно учить дизайнера проектировать – нужно ему довериться!

Однако поставьте рамки: «унитаз должен быть скрыт от посторонних глаз» или «кровать нам все-таки нужна, татами ее не заменит». Т.е. сформируйте техническое задание.

Конечно, заказчиков можно понять, – эскизы и подборки отделок не могут во всей полноте передать ожидаемого результата. И отличить качественный дизайн от некачественного непрофессионалу сложно. Дизайн – дело вкуса, и хорошо сделана работа или плохо – вопрос спорный. Да и дилетантов в профессии больше, чем где-либо. Но если вы выбрали какого-то специалиста, доверьтесь ему.

Мой стоматолог мечтает переквалифицироваться в декоратора. Вряд ли у нее получится – ведь она не привыкла, прежде чем поставить пломбу, часами красноречиво убеждать пациента в целесообразности применения именно этого состава. И ее пациенты не будут обсуждать методику реставрации зуба со своими коллегами по работе, друзьями и родственниками.

В то время как некоторые заказчики советуются и со своим водителем, и с бухгалтершей, зашедшей подписать бумаги.
– А что, Эмилия Марковна, как вам дизайн ванной комнаты?
И, застигнутая этим вопросом врасплох, Эмилия Марковна отвечает:
– А что ж джакузи то нет? Вот у моего племянника есть джакузи, так хорошо, так красиво!

Доходит до того, что особо мнительные заказчики размещают предложенные им планировки на тематическом форуме, собирают мнения, корректируют проект, вновь и вновь возвращаясь к отвергнутым ранее версиям… и это длится годами.

Когда же такой заказчик принимает-таки вымученный вариант планировки и доходит до создания стиля, начинается самое страшное. Дизайнер проектирует – заказчик корректирует, дизайнер проектирует – заказчик корректирует. Проект на промежуточных этапах бывает весьма интересен, а на выходе получается беспомощное собрание предметов и отделок, под которым автору стыдно подписаться.

Итак, чтобы деньги, которые вы готовы потратить на дизайн, не были потрачены впустую, выполняйте инструкцию по использованию дизайнеров. Выбирая автора своего интерьера, будьте разборчивы. А выбрав – будьте с ним честны. Сформулируйте задание и не учите дизайнера проектировать. Доверяйте его профессионализму!

И, в конце концов, будьте проще – не мучьте вы себя и других. Ведь это всего-навсего ремонт. А не способ оставить след в истории.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: